Ци

Ци

Ци (气), квинтэссенция Цзин (精), кровь (血 сюэ) и жидкости тела (津液 цзинь е) являются материальной основой, обеспечивающей нормальную физиологическую жизнедеятельность внутренних органов, тканей и каналов организма. Жизненный дух Шэнь (神) — это «правитель» человека, контролирующий его поступки. Вместе с теорией цзанфу-органов, каналов и коллатералей они используются для объяснения физиологических функций организма и его патологических реакций.

Ци

По традиционным китайским представлениям, Ци является основной материальной субстанцией образования всего сущего во Вселенной. Ван Чун (27—97 гг.) в книге «Лунь хэн» (Критические рассуждения) писал: «Все сущее рождается естественно благодаря слиянию Ци Неба и Земли». Все явления во Вселенной происходят в результате движения и изменения Ци.

Ци подразделяется на Инь и Ян, то есть бывает Инь-Ци и Ян-Ци, сохранение гармонии между ними является основой существования всего сущего.

В китайской медицине Ци в первую очередь рассматривается как основа жизнедеятельности организма.

Применительно к организму человека Ци является:

  • мельчайшим питательным веществом, обеспечивающим жизнедеятельность всех органов и тканей (Ци пищи, Ци жидкости, Ци вдыхаемого воздуха);
  • энергией, обеспечивающей функциональную активность всех органов и тканей (Ци внутренних органов, Ци каналов и коллатералей).

Питательные вещества (Инь) являются основой функциональной активности (Ян). Существование практически неосязаемых мельчайших питательных веществ в организме проявляется в функциональной активности внутренних органов, каналов и коллатералей, поэтому в китайской медицине под Ци чаще всего подразумевается Ян-Ци как функциональная активность внутренних органов, каналов и коллатералей. Например, избыток Ци (то есть функциональная гиперактивность какого-либо органа или канала) вызывает синдром огня и жара; недостаток Ци (то есть функциональное ослабление какого-либо органа или канала) вызывает синдром Инь-холода.

В жизненных процессах выделяются первичная Ци, защитная Ци, питательная Ци и совокупная Ци, составляющие основу Ци внутренних органов и канальной Ци. Термин Ци используется для описания функциональной активности как организма в целом, так и отдельных внутренних органов, каналов и коллатералей (например, Ци печени, Ци легких, Ци канала мочевого пузыря).

Кроме того, в китайской медицине понятие Ци используется и в переносном смысле, например, патогенная Ци, Ци экземы или четыре типа Ци свойств лекарств — холод, жар, тепло, прохлада.

Под «приходом Ци» в иглоукалывании и прижигании подразумевается реакция канальной Ци на раздражение.

Классификация и образование Ци

Ци организма человека (то есть Ци внутренних органов и канальная Ци в целом) подразделяется на первичную Ци (原气 юань ци), питательную Ци (营气 ин ци), защитную Ци (卫气 вэй ци) и совокупную Ци (宗气 цзун ци). По источнику происхождения Ци также делится на врожденную Ци (先天之气) и приобретенную Ци (后天之气).

     Первичная Ци образуется из врожденной квинтэссенции Цзин, получаемой человеком от родителей. Она относится к врожденной Ци.

Питательная, защитная и совокупная Ци образуются из пищи, воды и воздуха и относятся к приобретенной Ци.

Врожденная и приобретенная Ци зависят друг от друга, поддерживают и питают друг друга. Первичная Ци активирует функциональную активность внутренних органов и тканей, вырабатывающих приобретенную Ци. То есть первичная Ци является материальной основой образования приобретенной Ци. Со своей стороны приобретенная Ци постоянно питает и восполняет врожденную Ци.

0
Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *